Понятие «нерабочие дни» плотно вошло в повседневную жизнь и, одновременно, значительно её усложнило. Пресловутые локдауны, к которым, как к вынужденной мере, уже не первый раз прибегает руководство страны, ставят в тупик значительное число граждан. Не раз говорилось о том, что в период длительного простоя большие потери несут представители малого бизнеса. Есть и ещё одна пострадавшая сторона, о которой пишут не так часто, но эта категория весьма многочисленна. Речь — родителях детей дошкольного возраста, воспитанников детских садов.
В рекомендациях Минпросвещения сказано, что каждый регион должен обеспечить мониторинг потребностей родителей в работе детских садов на период локдауна. Поэтому и правила работы дежурных групп в нерабочие дни тоже определяют регионы. Тверские СМИ сообщали, что на заседании оперативного штаба областного правительства обсуждались вопросы работы учреждений отрасли образования в период с 30 октября по 7 ноября. По поручению губернатора Игоря Рудени Министерством образования открыты дежурные группы в детских садах. Естественно, не для всех желающих. Правом определить ребёнка в дежурную группу пользуются только родители, работающие в структурах и на производствах непрерывного цикла.
И тут возникает проблема №1. В первую очередь она касается тех, кто работает у частников. Например, хозяин частного магазина совсем не хочет нести убытки, его магазин продолжает работать, соответственно продолжают работать и все сотрудники. Графики в таких магазинах разные. Формально – это не производство непрерывного цикла, но фактически в некоторых таких торговых точках работают ежедневно, и с утра до вечера. Что в такой ситуации должна делать одинокая (разведённая) женщина, на руках у которой малыш-дошкольник? Причём, далеко не у всех есть свободные бабушки. Выход один – брать неоплачиваемый отпуск и терять в деньгах (которые идут на содержание и воспитание того же самого ребёнка). Это ещё, если хозяин отпустит… Нет, можно, конечно, писать в прокуратуру, требовать от работодателя- частника оплачиваемых выходных. Но для жалобщика это будет значить только одно – вы здесь больше не работаете… Мы уже не говорим о работающих без официального трудоустройства, для них вообще полный аут.
Проблема №2 в том, что дежурные группы в детских садах открываются не автоматически. Их перечень утверждается по мере получения заявлений от родителей. До начала нерабочих дней родители путём подачи официальных заявлений должны проинформировать детсад о необходимости зачисления их ребенка в дежурную группу. На практике, всё больше информации поступает о том, что работники детсадов уговаривают родителей отказаться от посещения сада их ребенком в периоды вынужденных выходных. Воспитателями ведутся опросы, но, зачастую, не на собраниях или в общих чатах, а разговаривают с родителями по одному, манипулируя тем, что как будто все отказались и остался только ваш ребёнок, ради которого придётся выводить кучу персонала. Типа — пожалейте нас и наш бюджет.
С подобным пришлось столкнуться жителям посёлка Зеленогорский Вышневолоцкого городского округа. «Разруливать» проблему пришлось местной жительнице Ирине Свистовой, являющейся депутатом Думы Вышневолоцкого городского округа.
Впрочем, в первую очередь она действовала в этой ситуации не как депутат, а как мама, ведь её шестилетняя дочка тоже посещает Зеленогорский детский сад.
Сама Ирина работает инженером-технологом на расположенном в посёлке заводе лекарственных средств. Производство беспрерывное, что подтверждает приказ Минпромторга. Все подтверждающие документы были у Ирины на руках. Но…
— Накануне локдауна начался опрос родителей в соцсетях о необходимости формирования дежурной группы, — говорит Ирина Свистова. – Многие родители указали, что они работают с 1 по 5 ноября и без дежурной группы не обойтись. Однако вечером воспитатели начали дополнительно обзванивать родителей. Говорили, что дежурная группа будет сформирована, но не в Зеленогорском детсаду, а в посёлках Красный Май или Пригородный, которые значительно удалены от Зеленогорского, на автобусе до любого из этих посёлков от нас нужно добираться с двумя пересадками.
Я, разумеется, категорически заявила, что ни на Красный Мая, ни в Пригородный ребёнка не повезу. Это было в пятницу, 22 октября. В понедельник, 25 октября, когда я привела ребёнка в детский сад, мне с порога было заявлено, что дежурная группа нужна только мне и моей сестре (она также проживает в Зеленогорском и работает в госструктуре), и ради вас двоих группу никто открывать не будет. Я была вынуждена обратиться в городской отдел образования, предупредила, что буду обращаться в область. Там мне пообещали урегулировать ситуацию. Параллельно я сама обзвонила своих коллег, чьи дети являются воспитанниками детсада, и буквально за час набралось порядка десяти человек, которым в период локдауна не с кем оставить ребёнка (некоторые уже взяли отпуск за свой счёт). Я проинформировала садик, и только после этого родителям было предложено написать заявления на зачисление детей в дежурную группу. Бланки раздали только в четверг, 28 октября — за один день до начала открытия дежурной группы.
Позднее – уже в пятницу 29 октября, со всех потребовали «до обеда» предоставить справки с места работы о том, что в период локдауна они заняты на производстве. Справки требовали как с матерей, так и с отцов. Мой супруг трудится в Москве и, естественно, что в последний день он просто физически не мог взять и привезти в Волочёк такую справку. В общем, 29 октября в 17.00 мне было заявлено, что мой ребёнок в группу не зачислен. Позвонила заведующей детским садом Марине Разыграевой. На повышенных тонах она заявила, что без справки либо объяснительной, почему мой муж не может находиться в эти дни с ребёнком, мою дочь в группу не зачислят. Особенно меня возмутило слово «объяснительная» — я что, перед кем-то провинилась? Я не поленилась, залезла в интернет и в документах, регулирующих зачисление детей в дежурные группы, о каких-то «объяснительных» не нашла ни слова. Так по какому праву от меня потребовали прохождение этой унизительной, как я считаю, процедуры, которая, к тому же, может затрагивать тайны моей личной жизни?!
Как сообщила Ирина Свистова, она пообещала заведующей обратиться в прокуратуру за разъяснениями: не является ли «самодеятельность» со стороны руководства садика превышением должностных полномочий? После этого заведующая «фыркнула», что Ирина Свистова оказывает на неё давление, как депутат. Правда, в итоге, всё завершилось благополучно: ребёнка Ирины зачислили в дежурную группу. Но, вероятнее всего, это не последний локдаун,и, как говорится, то ли ещё будет. А нервы у родителей не железные…
С другой стороны, в этой ситуации, конечно, можно понять и рядовых воспитателей детсадов, которые тоже люди. Ведь представители этой важнейшей для общества профессии в наше сложное время, как и врачи — на передовой. Они тоже рискуют своим здоровьем, выходя на работу в разгар пандемии. И государству было бы резонно предусмотреть для воспитателей достойные дополнительные выплаты за работу в дежурных группах в период локдауна.