Про проблемы медицины на местах говорится много, но от этого ситуация не меняется. Некачественное лечение в первичном звене здравоохранения в последнее время приобретает характер катастрофы.
Власть отчитывается, что в бюджете заложены средства и на развитие современных медцентров, и на обеспечение отрасли кадрами, и на достойную их зарплату. На бумаге всё выглядит гладко. Однако в реальности мы видим иное: реформа системы здравоохранения идёт не первый год, но лучше пациентам от неё не становится. Жители районных центров регулярно жалуются на невозможность получить не только высокотехнологичную, но и элементарную помощь.
Личными наблюдениями о ситуации в удомельской медицине поделилась местный депутат от партии КПРФ Лидия Волкова. Цитируем её статью на паблике ВК независимой газеты «Голос Удомли».
«Я была вынуждена обратиться к терапевту в Удомельскую ЦМСЧ-141. Талон взяла на 17 октября на 13:00. Придя к назначенному времени, узнала, что врач принимает пациента ещё только по талону 10:15. Моя очередь в итоге подошла к 14:40 (вместо 13:00 по талону). Оказалось, что врач-терапевт работает теперь без медсестры. В кабинете только врач и компьютер. На одного пациента по талону выделяется 15 минут. От врача я вышла в 15:20, то есть пробыла там 40 минут. В это время заходили люди забрать результаты своих анализов — отвлекали врача. Со мной врач мало общался, направления на анализы — через компьютер, направление на дневной стационар не дали, т. к. «это возможно только после диспансеризации» (такое условие). УЗИ сосудов нет возможности сделать в поликлинике, УЗИ сердца — нет талонов. Выпросила направление в процедурный кабинет, чтобы сделать хотя бы уколы. Врач предупредила, что с понедельника возможно процедурный кабинет не будет работать — некому. Более 3 часов пробыла я в поликлинике в этот день — ПОТЕРЯННОЕ ВРЕМЯ.
С понедельника 23 октября терапевт, принимавший меня, ушёл на больничный. Результаты анализов забрать предложили в кабинете № 213 у старшей медсестры. Кабинет был закрыт, минут 20 ожидания, но никто так и не пришёл. Мужчина, который тоже хотел получить результаты анализов, по телефону обратился к какому-то знакомому помочь в этой ситуации, который минут через 10 пришёл, сказал медсестре из кабинета заведующего терапевтическим отделением (каб. № 209) распечатать результаты анализов. Кто был этот «волшебник» совершенно не в медицинском одеянии, с данными тяжелоатлета, мне не удалось узнать. Но это был не начальник ЦМСЧ А.А. Третьяков.
Процедурный кабинет в понедельник 23 октября всё же работал, но очень натужно. Один медицинский работник, направленный из п. Брусово на помощь ЦМСЧ, обслуживал большое количество людей и на заборе крови, и на лекарственных инъекциях. Можно сказать, совершал своеобразный профессиональный подвиг, прикрывая все огрехи, промахи, безответственность вышестоящего руководства ЦМСЧ.
МОИ ВЫВОДЫ: Можно как угодно бравурно рассказывать на совещании руководителей предприятий Удомли в администрации Удомельского округа (выступление руководителя ЦМСЧ) о том, как «всё замечательно в ЦМСЧ», можно размещать в СМИ и на сайтах хвалебные речи Главы УГО Р.А. Рихтера в адрес руководителя ЦМСЧ и его работе, проигнорировав беспокойство удомельцев, которые сейчас лишены зачастую своевременной, качественной медицинской помощи, но действительность за речами не скроешь.
Предполагаю, конечно, почему Третьяков и Рихтер пишут в СМИ, на сайтах дифирамбы удомельской медицине — это не для удомельцев предназначено, а для руководителей ФМБА РФ и других вышестоящих органов. Дескать, вот, правда, а не те возмущения и жалобы от населения.
Считаю, что медобслуживание взрослого населения в ЦМСЧ тоже претерпело большие изменения не в пользу пациентов:
— Врачи работают без медсестер, помощи которых их лишили, тратят бОльшую часть приёма по талону не на пациента, а на работу с компьютером, выдачу результатов анализов и другие технические дела. Выслушать внимательно все жалобы пациента, определить лечение, сделать назначение — у врача просто нет времени. То, что раньше делала медсестра — теперь делает один человек — врач. А страдает в итоге пациент.
— Получение медпомощи действительно в ЦМСЧ теперь зависит от прохождения диспансеризации. Хочешь на дневной стационар, получить справку и т.д. — пройди диспансеризацию. Это теперь касается и беременных на больших сроках, сильно пожилых и больных людей. По моему мнению, ОЧЕВИДНЫЙ ШАНТАЖ! И в этом совершенно не просматривается главное предназначение медработника — своевременное и качественное оказание медпомощи!
— Талоны к терапевтам по 15 минут на пациента ничем не обеспечены. Они не работают. Больные, придя по времени талона, вынуждены сидеть в ожидании по 2-3 часа.
— Врачи работают, как и в педиатрии, с утра до 16:00, то есть пришедшие люди с работы позже попасть к врачу не могут.
— Графики работы врачей на кабинетах не везде соответствуют действительности, информация на многих вывесках не обновлялась с «ковидных» времен. Зато на 1 этаже много рекламы о диспансеризации.
— Нехватка кадров очень заметна! Как пример: в процедурном кабинете с 23 октября временно работает немолодая, опытная медсестра, командированная из Брусово. Замечательный специалист, у которого в Брусово есть свои пациенты. Она вынуждена каждый день по плохой дороге ехать в Удомлю, а затем возвращаться в Брусово. Другой замены в самой ЦМСЧ в Удомле, видимо, не нашлось. Значит, дела совсем плохи. Хотя руководитель утверждает, что «медсестёр хватает».
Где следы той самой «Бережливой поликлиники», которую столько времени внедряли и расхваливали на все лады в официальных СМИ Удомли многие годы? Цели которой, напомню, были: оптимизация работы поликлиник, снижение времени пребывания пациентов в учреждении, разделение потоков пациентов, упрощение записи на прием к врачу.
Руководитель ФМБА РФ В.И. Скворцова так высказывалась о проекте «Бережливая поликлиника»: «…одна из основных задач проекта — создание доброжелательной атмосферы в учреждении…, создание особой атмосферы дружелюбия, комфортности для населения и желания приходить туда и заниматься собственным здоровьем…, снижение трудопотерь медперсонала, повышение качества и производительности труда…».
Судя же по настоящей действительности, в Удомельской ЦМСЧ-141 внедряется какой-то другой проект, возможно, «Антибережливая поликлиника».
От Удомельской ЦМСЧ-141 сейчас веет холодом и безнадегой, ощущение продолжающейся деградации и превращение медучреждения во что-то другое, не с медицинскими приоритетами.
Населению, депутатам Удомельской Думы, я считаю необходимо, не переставая бить тревогу и срочно доносить наши медицинские проблемы до Президента РФ. Обращения в ФМБА, по моему мнению, бесполезны. Если бы оно хотело — оно уже увидело бы все проблемы и предприняло бы энергичные активные меры по их устранению.
И не надо администрации УГО считать население округа недостойными получать медпомощь как в Москве, не надо вешать лапшу на уши удомельцам, наводить «тень на плетень»! Мы живем сейчас, и жить достойно должны сейчас!»
После прочтения статьи Лидии Волковой невольно задаёшься вопросом: неужели медицина в России настолько больна? Ведь подобное происходит не только в Удомле! Проведённая оптимизация здравоохранения показала свою неэффективность. Никаких прорывов в области медицины в России уже давно никто не ждёт, денег, особенно в регионах, часто не хватает даже на оказание элементарной медицинской помощи. В целом, достаточно верно, что медицина является зеркалом состояния государства. Остаётся надеяться, что пациент ещё не совсем безнадёжен…