В 17-18 веках в русской кухне появляется «похмелка» – своеобразный суп, которым в трактирах возвращали к жизни болеющих после бурного пиршества.
(За рецепт спасибо великому русскому историку Николаю Костомарову. Он заботливо донес его до нас в своей книге «Быт и нравы русского народа»)
Ни в одном письменном свидетельстве Древней Руси не упоминается пьянство как социально неприемлемая форма употребления алкоголя, носящая массовый характер. Пить в те далёкие и сложные времени было некогда: тяжелый труд, суровый климат, неплодородные земли, подати и бесконечные войны.
Злоупотребление алкоголем сдерживалось в то время рядом факторов. Алкогольные традиции на Руси определялись ритуальным употреблением хмельных напитков по случаю знаменательных событий, православных праздников, свадеб, крестин, поминок, завершение сбора урожая и т.п., нося в целом эпизодический характер. Алкогольные напитки были слабоградусными. Большинство населения не имело излишков продовольствия для производства алкоголя. Алкогольные напитки были относительно дороги. На голодный желудок алкоголь как правило не употреблялся: мёд, пиво или вино пили либо на пиру, либо в корчме, где всегда подавалась еда.
Обратим внимание вот на какую деталь: в старинном русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и наказаний для пьяниц. Нет осуждения пьянства, рассказов для детей о вреде пьянства. Этого нет ни в «Поучениях» Мономаха, ни в святоотеческой религиозной литературе, ни в других книгах Древней Руси. Нет упоминаний о пагубных последствиях пьянства, по сути, нигде.
Лишь со второй половины XVI в. появляются свидетельства о пьянстве в России — Стоглавый Собор (1551 г.) призывал: «Пить вино во славу Божью, а не во пьянство».
Патриархальный уклад жизни в старой Руси, несмотря на появление водки, сдерживал распространение пьянства. Свод житейских наставлений XVI в. «Домострой» давал чёткие наставления в отношении алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют. А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни мёда, ни пива. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас — и дома и на людях».
Пьянство приходит в Россию с вытеснением корчмы кабаком, с запретом простым людям самим варить пиво и брагу, с потерей народом самостоятельности — закрепощением. Оно приходит в Россию, когда продажа алкоголя сделалась статьёй государственного дохода.
Самое отчаянное и беспросветное описание похмелья оставил нам один из основателей русского старообрядчества, святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум (на русской земле авторитет этого человека в XVII веке был огромен). Своих политических соперников он называет не иначе как «сии новые апостолы, что по все дни пьяны и с похмелия мудрствуют». Или ещё хлеще: «Мудрецы, дрожжами прокисшие, книги пишут трясущимися руками, ползая пьяны по земле, яко гады». И наконец, чеканная формулировка: «Проспалися бедные с похмелья, и самим себя соромно и стыдно: борода и ус в блевотине, а от гузна весь и до ног в говнех, с заздравных чаш голова кругом идёт».
В 17-18 веках в русской кухне появляется «похмелка» – своеобразный суп, которым в трактирах возвращали к жизни болеющих после бурного пиршества. Похмелка наилучшим образом излечивала от последствий веселого вечера, более того, употребив ее непосредственно перед застольем, можно было оградить себя от мучительных последствий наутро, так как сочетание ингредиентов похмелки препятствовало перебору лишнего.
Мелко нарезанную вареную баранину смешивают с мелко нарезанными солеными (не с маринованными!) огурцами (в результате сложных процессов ферментации в солёных огурцах образуются молочная, муравьиная, янтарная и другие активные кислоты, которые комплексно помогают привести организм в норму) в пропорции один к одному, заливают огуречным рассолом (в рассоле растворена соль, добавлены различные специи, травы, листья смородины, малины, эстрагона и прочие БАДы) так, чтобы получилось нечто вроде густого супа, перчат, добавляют столовую ложку уксуса (уксус только натуральный винный, яблочный и др. а не уксусная кислота).
Блюдо это холодное (однако и в горячем оно ничуть не хуже и не менее эффективно). Надо заметить, что требуется именно рассол, а не маринад из банки.
Приготовление:
Нарезать небольшими ломтиками охлажденную баранину. Крупно нарезать зелёный лук по диагонали. Очистить от кожуры и семян огурцы и мелко нарезать кубиками. Равномерно разделить ингредиенты между глубокими тарелками и хорошо приправить черным перцем. Перемешать огуречный рассол с яблочным уксусом и влить в каждую тарелку. Украсить ломтиками лимона и подавать.
Ингредиенты:
отварная баранина — 500 Грамм
большой пучок зеленого лука — 1 Штука
соленые огурцы — 4-5 Штук
огуречный рассол (не маринад) — 1 Литр
яблочный уксус (натуральный) — 1 Ст. ложка
свежемолотый черный перец — По вкусу
Советы к рецепту:
— Если у вас под рукой нет огуречного рассола, то его можно заменить на подсоленную холодную кипяченую воду, обильно подкисленную соком лимона или же на квас.
— При условии недостатка времени вместо баранины можно использовать ветчину.
— Такой суп можно кушать как после употребления алкоголя, чтобы снять симптомы похмелья, так и до вечеринки, дабы предотвратить негативные последствия.

