Казалось бы, что может быть круче произвола в сфере жилищно-коммунального хозяйства бесчинств управляющих компаний… Но когда жильцов не то, что не поддерживают, а просто продают вместе с сотней жильцов — говорить о таком попросту стыдно. Именно так и поступил один из собственников в Осташкове, который приобрёл здания общежития бывшего Осташковского кожевенного завода за бесценок, а теперь сдаёт помещения в них под коммерческую деятельность, невзирая на живущих там людей.
Приводим материал газеты «Селигер» от 5.08.2016.
20 мая в «Селигере» появилось объявление о том, что новый собственник здания по адресу: улица Рабочая, 27, предлагает заключить договор коммерческого найма с арендаторами жилых помещения, перед этим сняться с регистрационного учета. Новая стоимость квадратного метра для арендаторов составляет 300 рублей. При незаключении нового договора собственник оставляет за собой право обратиться в суд о выселении из занимаемых комнат. А также будут приостановлено обеспечение подачи электроэнергии, водоснабжения и газа.
Таким образом, стало понятно, что слухи о продаже заводского общежития вместе с людьми — суровая реальность, и новый собственник занимает весьма жесткую позицию в отношении там проживающих.
Вспомним, что в 44 комнатах этого здания (одного из трех общежитий, когда-то принадлежащих Осташковскому кожевенному заводу) живут в основном ветераны кожевенного производства и ныне там работающие. Живут десятилетиями. У одиннадцати имеются ордера советского образца, у других — договоры социального найма, у некоторых — временная регистрация в представленной комнате (вспомним легендарную кожевницу орденоносца Аргентину Родионовну Тюбаеву, о которой «Селигер» писал в прошлом году).
Жильцы были потрясены известиями, очевидно, представили себя участниками постыдных эпизодов российской истории времен крепостного права. И все еще не до конца веря в свершившееся, начали искать правду. Обратились к прокурору города Осташкова и в областной надзорный орган, к депутату Государственной Думы Владимиру Васильеву. Владимир Абдуалиевич поручил изучить детали своему помощнику на территории района, члену Общественной палаты Тверской области Лидии Олейник. Вот что рассказала Лидия Николаевна:
— Действительно, в феврале 2016 года состоялись торги, на которых здание общежития выставленное на продажу ЗАО «Осташковский кожевенный завод» было продано Федоровой Елене Владимировне, зарегистрированной в городе Красноярске. Сам факт продажи имущества, принадлежащего на правах собственности ЗАО, признан правомерным. В договоре обозначились сведения о законно проживающих, в том числе несовершеннолетних, в здании, однако не ограничивали нового собственника какими либо рамками«.
А теперь давайте посмотрим, как вообще это могло произойти. В 90-е годы, когда был запущен процесс приватизации, процесс акционирования промышленных предприятий касался сферы производства. Социальные объекты в основном передавались в собственность органов местного самоуправления. Так, кожзаводские детские садики, столовая через комитет по управлению имуществом находили новых собственников или перепрофилировались. Однако по ряду причин общежития остались в ведении (но не собственности) кожзавода, потому что там проживали в основном работники предприятия и предоставление жилья в определенной степени решало кадровую проблему.
Однако время шло, социальная ответственность бизнеса требовала большей конкретики, опять же обеспеченность трудовыми ресурсами в большей степени стала зависеть от ближнего зарубежья. И тогдашний собственник кожевенного завода решил приватизировать общежитие по Рабочей, 27. Однако, данное имущество ограничено в обороте и подлежит передаче в муниципальную собственность. Тогда в 2012 году ЗАО «Осташковский кожевенный завод» обратилось в арбитражный суд о признании права собственности за собой. Это предполагало дискуссию в суде, в которой одной из сторон должна была стать администрация муниципального образования «Городское поселение — г.Осташков» с тем, чтобы защитить права проживающих в общежитии. Однако, при рассмотрении гражданского дела администрация горпоселения, вопреки публичным интересам муниципального образования (читай:жильцов), ни только не возразила, но представители администрации Осташкова даже не сочли нужным явиться на судебное заседание.
Так как возражений и апелляций не поступало, ЗАО «Осташковский кожевенный завод» получил право на приватизацию и стал собственником. И свое право реализовал позднее, когда ситуация изменилась, на предприятие пришли новые собственники, — и выставил здание на продажу. Говорят, оно было приобретено за смешную сумму — 1 миллион 800 тысяч (по словам Лидии Олейник, реально было выкупить вскладчину проживающим, а земляки помогли бы).
Случилось так, как случилось: за небольшие комнаты с общим туалетом и кухней людям предстоит, согласно условиям нового собственника, выкладывать кругленькую сумму, сопоставимую с кварплатой за благоустроенную квартиру.
— До сих пор госпожа Федорова не заключила договоры с ресурсо-снабжающими организациями, а потому начались проблемы с энерго- и газоснабжением, — говорит Лидия Николаевна. — Пришлось экстренно вмешиваться, когда общежитие оказалось обесточенным. Что вообще незаконно! После совещания в горадминистрации свет дали. С газоснабжением хуже: «Газпром газораспределение Тверь» не намерено заключать договоры персонально с каждым арендатором. А впереди зима.
Как найти выход из положения? Каково можем быть правовое решение вопроса?
— Сергей Коропалов, председатель комитета по управлению и распоряжению имущества МО «Осташковский район»:
— Администрацией МО «Осташковский район» получена информация из прокуратуры Тверской области с разъяснением ситуации с точки зрения законодательства и правоприменительной практики. Где недвусмысленно говорится о запрете на приватизацию юридическими лицами объектов жилищного фонда, в том числе для того, чтобы органы местного самоуправления могли реализовывать возложенные на них задачи в жилищной сфере. Это же положение обеспечивает защиту жилищных и имущественных прав граждан, включая право на приватизацию жилых помещений. «Таким образом, говорится в информации, — общежитие, используемое по своему назначению как объект жилого фонда, не подлежало передаче в собственность предприятия«.
Этим же документом было предложено с целью защиты жилищных прав граждан, проживающих в общежитии по ул.Рабочая,27, администрации муниципального образования «Осташковский район» обратиться в арбитражный суд Тверской области для пересмотра состоявшегося судебного решения. Такое исковое заявление уже направлено в суд. О решении известим и жителей, и читателей газеты.
Если же будет признано право собственности завода на общежитие незаконным, то и сделка по его продаже так же будет считаться ничтожной. Так что надежда есть, но кто ответит за безалаберное отношение к самым насущным — жилищным правам граждан? Как выразился председатель совета по правам человека Михаил Федотов, недавно посетивший Тверскую область, «многие проблемы можно решить, если с людьми разговаривать, если слышать людей. А вот если от людей отворачиваться, если говорить — я здесь начальник, всем стоять, только дышать, — ничего не получается… Есть руководители, которые этого не понимают, считают, что для них достаточно того, что они наделены определенными полномочиями. А полномочия — от народа».
Ситуацией озаботился депутат КПРФ и Законодательного Собрания Тверской области Андрей Истомин — он подготовил депутатские запросы в адрес Прокуратуры Тверской области и департамента ЖКХ Тверской области.