С момента начала экономического кризиса в России прошло уже более 5 лет, но каких-либо серьезных предпосылок для роста национальной экономики на ближайшие годы так же, как и четкого плана правительства по выводу страны из сложившейся кризисной ситуации нет и, по всей видимости, уже и не будет.
Та модель капитализма, которая насаждалась в России последние 30 лет, сегодня стремительно рушится вместе с политической системой государственной власти, которой она все эти годы поддерживалась. По сути, система управления страной, в последние несколько лет, была сведена исключительно к корпоративной модели.
Такая корпоративная модель не подразумевает основные принципы государственного строительства, какими являются: идеология, социальная ответственность, рост благосостояния населения, повышение уровня и доступности образования и медицины, так же, как и развитие демократических свобод, нравственных и моральных принципов в обществе.
Корпорациям в принципе чуждо все это, конечная цель для любой корпорации — это прибыль и контроль за сферами влияния, которые эту прибыль обеспечивают. Ключевыми показателями эффективности здесь являются постоянный рост доходов с одной стороны и снижение издержек с другой.
Но в период кризиса рост доходов весьма ограничен, по этому, главным приоритетом в корпоративном управлении становится максимальное снижение всех возможных издержек.
Под издержками, в данном случае, нужно понимать любые расходы, которые не влияют на формирование прибыли в будущих периодах. К примеру, пенсию платят людям, которые уже не работают, то есть тем, кто в будущем уже никогда не сможет за счет своего труда создавать для корпорации добавленную стоимость и платить налоги со своих доходов. Именно таким подходом объясняются все последние тенденции в российской внутренней политике связанные с сокращением основных статей социальных расходов.
Но сегодняшними идеологами этой политики, был упущен из вида очень важный элемент, обеспечивающий состояние устойчивого равновесия для капиталистической системы в целом- это постоянное наращивание объемов потребления в обществе. Вообще потребительское общество апеллирует к достаточно низменным человеческим чувствам, таким как жадность, зависть и тщеславие. Но именно они и служат катализатором для роста потребления сверх привычных норм необходимого человеку — это и является основной парадигмой капитализма.
Для роста капиталистической экономики всегда нужен рост потребления в обществе продукции производимой этой экономикой. Что бы обеспечить такой рост, в свою очередь, необходимо обеспечить наличие свободных денежных средств у населения, то есть, создать дополнительную покупательскую способность. Именно этим объясняется сверхнизкие ставки ипотечного и потребительского кредитования во многих развитых странах. Задача банковского сектора там, обеспечить доступность финансов для населения, с тем, чтобы в последствии оно могло эти финансы тратить, наращивая свою потребительскую активность и стимулируя тем самым рост в экономике. Но этот случай, как всегда, не про нас!
Неуемная жадность российского банковского сектора, сыграла в конце концов, с ним злую шутку создав кризис долгового рынка и практически полностью заблокировав механизм поступления свободных денежных средств через рост потребительского спроса в экономику страны. По прогнозам Минэкономразвития, к 2021 году ситуация станет развиваться по непредсказуемому сценарию, вернее сказать, полный коллапс долгового рынка будет уже неизбежен.
На сегодняшний день объем долга физических лиц составляет примерно 16 трлн. рублей и только за прошлый год он увеличился на 25 %. Любые попытки, которые будут предприняты для снижения проблемы долговой нагрузки населения, все равно не решат главную – стремительное падение потребительского спроса и еще большее усугубление кризиса в экономике.
На фоне падающих доходов населения и набирающего обороты долгового кризиса наибольшие потери несет средний и мелкий бизнес который уже поставлен на грань банкротства. Но сегодня и крупный российский бизнес, который не аффилирован с государственными чиновниками и не участвует в распределение бюджетных средств, испытывает серьезные трудности, он вынужден выбирать, между жесточайшими конкурентными войнами за сокращающиеся рынки сбыта или полным закрытием и выводом средств за рубеж.
Вообще, любому бизнесу всегда претит статика, ему нужно постоянное развитие, но сегодняшняя политическая система и внедренная ей корпоративная модель управления страной хороша только для нескольких избранных олигархов, она перестала удовлетворять интересам бизнеса в широком понимании этого слова. Когда политическая система перестает отвечать интересам той части общества, которая является его доминантой, а для капиталистического общества это коммерсанты, промышленники и банкиры, то это неизбежно ведет к полной смене этой политической системы. Эта аксиома, подтверждена всей мировой историей на практике, за сменой любого из политических режимов всегда стоят финансовые интересы.
И пока, все последние годы, российская власть так сильно боялась несанкционированных акций протеста «снизу», незаметно, на самом «верху» созрела ситуация, при которой правящая политическая элита перестала отвечать интересам правящего же капиталистический класса, промышленников и предпринимателей.
Этот парадокс уже положил начало кризиса «нового капитализма» в России, и он непременно приведет нас к изменениям в политическом устройстве государства. Таковы законы развития экономики, такова мировая история и она имеет очевидную тенденцию повторятся …
Алексей Шляков, «Тверь 24».
Если коронавирус разрушит капитализм, какой строй будет?
https://ari.com.ru/esli-koronavirus-razrushit-kapitalizm-kakoj-stroj-budet/