Как сообщается на сайте ведомства, за 9 месяцев 2019 года отделом государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области была организована и проведена 21 внеплановая выездная проверка. По результатам было составлено 16 протоколов об административном правонарушении, выписано 14 предписаний об устранении выявленных нарушений и вынесено 16 постановлений о назначении административного наказания, одно из которых – предупреждение. Общая сумма штрафов составила 174 тысячи рублей.
Всего оказались фальсифицированными 93 образца молочной продукции (26,5%). Наиболее частые нарушения, обнаруженные во время проверок: фальсификация масла жирами немолочного происхождения, превышение содержания массовой доли консервантов, фальсификация сухим молоком, несоответствие по процентному содержанию массовой доли белка и другие.
Например, по результатам лабораторных исследований только в одной пробе молока питьевого пастеризованного с массовой долей жира 2,5% торговой марки «Сметанин» производства АО «Торжокский молочный комбинат «Тверца» (Тверская область, г. Торжок) выявлена фальсификация сухим молоком. Предприятие — производитель недоброкачественной продукции АО «ТМК «Тверца» поставлено на усиленный лабораторный контроль.
Также Россельхознадзор сообщает, что за истекший период года сотрудники Тверской МВЛ проверили 60 проб – мясной продукции (колбасной). В итоге 123 пробы колбасных изделий (38,3%) оказались фальсифицированными. Как говорится, ни одно животное в ходе производства это колбасы не пострадало…
Наш комментарий. Очевидно, что процент фальсифицированных и просто некачественных продуктов на наших прилавках очень высок. Что делать? Вероятно, надо ужесточать наказание для производителей и сбытчиков подделок. Напомним, что фальсификация любых товаров, в том числе — продуктов питания (что особенно опасно для здоровья и жизни человека!) с правовой стороны представляет собой разновидность торгового обмана, мошенничества, и до сих пор бытует такое изречение: «Не обманешь — не продашь». Но обман во все времена карался очень жестоко. Поскольку фальсифицированные товары зачастую представляют определенный вред для здоровья потребителей, то при создании законодательных актов о фальсификации исходят из того, что как производитель, так и посредник должны не только остерегаться от введения в заблуждение потребителя с помощью одного из тех обманных способов, которые квалифицируются как мошенничество, но и обязаны сделать все необходимое для того, чтобы покупатель имел ясное представление об истинном достоинстве своей покупки. Именно этой точки зрения придерживалось законодательство Германии (1879 г.), поставившее под правовую охрану пищевые продукты, игрушки, обои, краски, а также посуду для питания, приготовления пищи и т.д. Этот закон наиболее сурово наказывал за попытку фальсификации и противодействие контролю за продажей товара. Так, денежный штраф до 150 марок и арест грозил тем, кто нарушал полицейские предписания о правилах торговли, арест до 6 месяцев или штраф до 1500 марок — за подделку пищевых продуктов, их хранение и продажу, а за фальсификацию пива, как национального напитка, в Германии в Средние века отрубали голову.
Законы о фальсификации пищевых продуктов были приняты в XIX веке во многих развитых европейских странах — во Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), а затем в Англии, Австрии, Швейцарии. В законах этих стран предусматривались меры наказания за фальсификацию товаров — достаточно строгие штрафы, размер которых зависел от степени вреда, наносимого здоровью потребителей фальсифицированных товаров, а также меры пресечения — лишение гражданских прав, почетных званий, арест и тюремное заключение.
В Советском Союзе в июле 1940 вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Текст Указа опубликовала газета «Правда».
Второй пункт Указа гласил: «За выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов — директоров, главных инженеров и начальников отделов технического контроля промышленных предприятий предавать суду и по приговору суда подвергать тюремному заключению сроком от 5 до 8 лет». И это работало!
Кто-то скажет: зачем тут приводить примеры жестокого сталинского режима? Действительно, зачем нарушать священное право бизнеса травить нас с вами?
Между тем, в советское время никаких заменителей молочного жира не было и в принципе не могло быть. В СССР существовали жёсткие ГОСТы, а не технические условия (ТУ), как сейчас, которые позволяют производителям совершенно официально придумывать собственные рецептуры и технологию производства продукта. Ни один ГОСТ не допускал каких-либо сторонних включений. Исключение делали только для плавленого сыра, в который добавляли соли-плавители, но и они были натуральные.
Недавно в прессе публиковалось интервью с одним из специалистов Института молочной промышленности СССР. Он вспоминал, как его коллеги, побывавшие в 70-х годах прошлого столетия за рубежом, с недоумением рассказывали, как на Западе активно применяют стабилизаторы, красители, загустители. Советские специалисты в те времена искренне полагали: «У нас этого никогда не будет, потому что во главе угла в СССР здоровье нации!».
А сегодня у нас с фальсификацией реально никто не борется и бороться в ближайшее время вряд ли будет. И не только по причине лени или расхлябанности. Представьте, завтра государство наказало всех недобросовестных производителей и заставило производить только хорошие молочные и мясные продукты. Только где в таком случае взять сырье?! Наступит голод, ведь производства молока и мяса, по большому счёту, в нашей стране нет…
Поэтому российские покупатели во время похода в магазин, должны ощущать себя как сапёры на минном поле, а у сапёра нет права на ошибку. Зная про фальсификацию продукции, внимательно читая состав, разбираясь в качестве, покупая только у хороших производителей, вы сохраните свое здоровье, здоровье своих родных и близких!