Аптеки начали продавать лекарства в кредит: чем это может обернуться? Мнения экспертов

На фоне падения доходов россиян им теперь предлагают покупать в кредит не только еду, но и лекарства. В Москве дорогостоящие медицинские препараты уже начали продавать в кредит под 23%. Кредит можно оформить прямо в аптеке. Такую услугу совместно запустили аптечная сеть «Самсон-фарма» и МТС-банк. Как сообщает издание КоммерсантЪ, это будет первое предложение pos-кредитования (кредитование в точках продаж) на фармацевтическом рынке.

Покупателям предлагается до 300 тыс. руб. на срок до года по ставке 23% годовых. В «Самсон-фарме» ожидают, что кредитование принесет сети до 10% дополнительной выручки в 2020 году. Пока кредитование работает в нескольких аптеках сети, эффективность проекта обещают оценить в начале нового года после завершения пилотного эксперимента, после чего, возможно, опыт распространится на всю страну.

Представители «Самсон-фарме» поясняют, что кредитование рассчитано на пациентов, которым требуется немедленное лечение дорогостоящими препаратами, под которыми подразумевают лекарства по цене от 500 руб. Доля таких препаратов в сети превышает 25%.

Эксперты оценивают новшество неоднозначно. «О каких дорогостоящих лекарствах мы говорим? Если о биологически активных добавках или продающихся в аптеках дорогих косметических брендах, то можно рассуждать о возможности их покупки в кредит. И непременно найдется часть населения, которая будет пользоваться этой программой. Но если мы ведем речь о дорогостоящих онкологических препаратах, о других лекарствах, от которых зависит жизнь человека, то зачастую они вообще должны предоставляться больным бесплатно», — считает исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева.

Кредитование покупки лекарств под 23% будет иметь негативные последствия, убеждена Елена Перхунова, руководитель Группы работы с просителями Православной службы помощи «Милосердие».

«К нам обращаются за помощью в покупке лекарств около 200 человек в месяц. Чаще всего это пожилые люди с тяжелыми хроническими заболеваниями, инвалиды, которым необходимо принимать очень много препаратов.

 По-хорошему, они должны тратить ежемесячно по 5-6 тысяч рублей на лекарства, но у нас нет таких ресурсов, поэтому мы выделяем им только по 2 тысячи рублей, – рассказала она. – Бывает, что людям все-таки не хватает денег, и они вынуждены отказываться от части препаратов.

 Допустим, такой пациент пришел в аптеку, и ему предлагают кредит. Не думаю, что сотрудники аптеки смогут объяснить одинокой бабушке все тонкости кредитования: сколько денег придется отдавать и когда.

 Пожилые и тяжелобольные покупатели не поймут, во что ввязываются, им будет казаться, что со временем они рассчитаются по кредиту. Но в итоге они попадут в долговую кабалу».

 И действительно, главный риск для потребителя, который согласится на предложение «Самсон-Фарма» и МТС-банка – отдавать придется больше, чем лекарство стоит в аптеке. И не факт, что купленных препаратов хватит для лечения. Человеку может потребоваться еще один курс терапии, а он уже будет иметь непогашенный кредит.

Еще один риск для покупателя – банк может передать право требовать выплату задолженности «третьим лицам», в том числе коллекторам. Не исключено, что при таком варианте должникам придется расплачиваться за лекарства своими квартирами.

 «Должны быть другие механизмы предоставления человеку помощи на лекарственное обеспечение кроме микрокредитов, да еще и под завышенные проценты», – сказал в эфире радиостанции «Говорит Москва» член комитета Госдумы по охране здоровья, депутат от КПРФ Алексей Куринный. «Все это опять выльется в крайне отрицательное отношение ко всему аптечному бизнесу как к наживающемуся на людях, на их здоровье», – добавил он.

Отметим, что долговая нагрузка россиян уже достигла максимума с 2012 года. Сейчас кредиты имеют 39,5 млн человек, или 54% работающих россиян. Необеспеченные ссуды имели 26,5 млн заемщиков. При этом состав заемщиков в последние года постоянно менялся: больше половины действующих должников не имели кредитов на 1 января 2015 года, 45% заемщиков не имели обязательств на начало 2017 года.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин не раз заявлял о том, что ситуация в потребительском кредитовании становится опасной: 15% заемщиков тратят на выплаты долгов более 70% своего дохода. По мнению министра, население чересчур закредитовано, и ответственность за это должны нести и сами банки. В то же время эксперты отмечают, что многие люди действительно нуждаются в деньгах в условиях стабильного падения доходов: многим россиянам не хватает денег даже на то, чтобы поддерживать привычный и невысокий уровень жизни.

По  материалам информагентств


Похожие записи

Оставить комментарий