Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее 44ФЗ) стал обязательным к исполнению с 01.01.2014 года, заменив предыдущий — Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Для большинства населения эта замена произошла незамеченной. Для муниципальных образований и муниципальных предприятий с момента вступления закона в силу изменилось абсолютно всё.
Многие справедливо говорят, что ФЗ-44 — сложный и громоздкий, что система закупок – долгая и запутанная. После вступления в силу в 2013 году Закона №44-ФЗ в него постоянно вносятся изменения (в 2020 году вступает в силу очередной пакет изменений и подзаконных актов, касающихся 44-ФЗ).
Это свидетельствует о том, что закон несовершенен. В госзакупках все должно быть гласно и прозрачно, злоупотребления должностных лиц при работе с 44-ФЗ должны быть исключены. Между тем эксперты отмечают недостатки системы госзакупок: она слишком сложна как для заказчиков, так и для добросовестных участников, но при этом допускает массовые случаи сговоров, мошеннических схем.
О несовершенстве ФЗ-44 на примере Бологовского района рассказывает член Общественного совета при администрации МО «Бологовский район», Почётный гражданин Бологовского района Виктор Александрович ИВАНОВ (на снимке). Он лично встречался с руководителями бологовских предприятий и интересовался, как работается им по закону о госзакупках.
В 2019 году бологовцы с нетерпением ждали ремонта дороги на турбазу и улицы Октябрьской, ввода в эксплуатацию газовой котельной на улице Горской, но… не дождались. В этом смысле минувший год запомнится как год масштабных проектов и громких провалов. Эти многомиллионные контракты заключались по 44-ФЗ о госзакупках, но не были исполнены «по вынужденным причинам», как говорилось в разъяснениях администрации района. Где проектировщики подвели, где подрядчики. В общей сложности на реализацию контрактов по ремонту дорог было заложено более 40 млн. рублей из регионального и местного бюджетов. Заметим, заказы получили иногородние подрядчики, но работы не выполнили. Как проинформировала администрация района, строительные компании выплатили штрафные санкции, средства поступили в районный бюджет.
На фото: г. Бологое, ул. Октябрьская, сегодняшнее состояние. Ремонт дороги должен был завершиться в 2019 году.
На других объектах, таких как благоустройство зоны отдыха в Березовой Роще, дворовых территорий в Заводском микрорайоне, работы не были полностью завершены в оговоренные сроки.
На фото: г. Бологое, Берёзовая роща, сегодняшнее состояние. Благоустройство зоны отдыха должно было завершиться в 2019 году.
Известно, что основной упор в механизме госзакупок делается на аукцион с понижением цены: минимальная цена определяет поставщика по госзаказу. Ущербная практика: у добросовестных компаний есть предел, ниже которого они «упасть в цене» не могут, потому что качественно выполнить работы «за копейки» не получится и денег на развитие не останется. Особенно в этой ситуации страдает малый бизнес и небольшие предприятия.
Вот случай из практики, о котором рассказали работники Бологовского ДРСУ. Проводился аукцион на содержание дорог. Подрядчик из Сибири существенно снизил цену контракта в надежде на победу в конкурсе, думая, что местная организация (наше ДРСУ) пойдет к победителю на субподряд. Тогда бологовский участник просто отказался от участия в аукционе.
Все понимают, что чистить дороги в Бологовском районе компания из Сибири не будет. А если после снегопада дороги надо привести в порядок за несколько часов? Наймут местную организацию, субподрядчика, заплатят им символическую сумму и не будут ни о чем тужить. По логике ремонтировать и содержать дороги в районе должно одно и то же предприятие, тогда будет обеспечена заинтересованность в качестве работ. И это должна быть местная компания, с которой спросить просто, которая быстро устранит любые недочеты.
Бологовский предприниматель Н.В. Яковлев, занимающийся организацией горячего питания школьников, привел другой пример, как действуют мошеннические схемы в период проведения аукциона. В 2015 году с ним связался один из участников аукциона и предложил следующее. Он отзовет свою заявку и даст выиграть бологовцу при условии, что Яковлев заплатит ему определенную сумму. То есть или получи контракт, но за это поделись деньгами, или цену тебе собьем до невыгодной. Могут предложить вообще в конкурсе не участвовать. Мол, только время и деньги потеряешь, но все равно не выиграешь.
Причем для таких недобросовестных поставщиков-победителей совершенно не важен конечный результат и качество работ. Им главное выиграть, сорвать куш, взять местных субподрядчиков, заплатив им копейки. Снижение изначальной стоимости чревато экономией на материалах, использованием работников низкой квалификации.
Хотя и среди местных подрядчиков есть рисковые игроки. Муниципальные конкурсы по содержанию скверов и парков, мемориалов в 1-м квартале 2020 года выиграло ООО «Медиксервис» (г. Бологое). Сумма контракта по содержанию парков-скверов и ряда территорий (всего 19 объектов) составила 200 тыс. рублей (первоначальная сумма — 450 тыс. рублей). Сумма второго контракта (на содержание 4 мемориалов) — 27 тыс. рублей (первоначальная сумма — 74 тыс. рублей). Получается, можно хорошо обслуживать объекты по цене в два, а то и в три раза дешевле от первоначальной?
Между тем критики 44-го закона отмечают, что приоритет цены и экономии может привести к падению качества итогового продукта.
Такой опыт у города Бологое уже был в 2017-м. Тогда конкурс на содержание городских кладбищ и мемориалов Бологое выиграл новгородский предприниматель. Однако потом он понял, что за такие деньги выполнить требуемый объем работ нереально. На объектах работы не производились, в результате муниципальный контракт был расторгнут и объявлен новый аукцион.
В проигрыше может, в конечном счете, оказаться и победитель аукциона, который взялся за исполнение работ. Несколько лет назад дороги в нашем районе ремонтировала спировская организация. Заявив низкую цену, конкурс она выиграла, заказ получила, но работала «в ноль» недолго — обанкротились.
Еще одна проблема работы по 44-му закону — сложность для небольших организаций и предприятий в обеспечении себя крупными контрактами. А не будет больших заказов — не будет денег на развитие.
Л.В. Матвеева, начальник производственного отдела ГУП «Бологовское ДРСУ», говорит, что уже года два их предприятие не участвует в торгах по ремонту дорог. Работают по 44-ФЗ в основном как поставщики услуг (содержание дорог). Контракты по содержанию дорог ДРСУ невыгодны, они не дают большой прибыли. Но хоть какие-то заказы получать надо, иначе как существовать?
Проблема, во-первых, в длительности и многоступенчатости согласования разрешения на сделку для ГУПов. Пока в Твери не соберут по министерствам и ведомствам все подписи, на торги заявиться нельзя. Допустим, прием заявок закрывается в 6 утра, а ДРСУ только в 7 вечера накануне прислали разрешение из Твери — велик риск не успеть.
Вторая проблема — большая сумма обеспечения заявки (в случае с ДРСУ — 5% от суммы контракта). Например, контракт на 142 миллиона предполагает обеспечение заявки в 7 миллионов рублей. Для крупных «чужих» компаний это суммы подъемные. Они такой залог легко внесут. У небольших предприятий нет таких свободных средств — приходится предоставлять обеспечение в виде банковской гарантии, это дополнительные расходы.
Деньги берет и электронная площадка за участие в аукционе, за проверку бухгалтерских документов. Проверка прикрепленных документов может растянуться на 5 дней, если бесплатно. Но пакет документов могут рассмотреть и за 3 часа, если вы воспользуетесь платной поддержкой площадки.
В 2019 году ввели в 44-ФЗ дополнительные требования по выполнению ремонта, содержания автомобильных дорог. Необходимо подтверждение опыта работы в данной сфере.
— Если при подаче заявки нам придется прилагать документы о предыдущих ремонтных работах, — говорит директор Бологовского ДРСУ А.М. Шустович, — то мы не сможем в торгах на ремонт дорог участвовать, так как уже несколько лет не попадаем в них по объективным причинам. Примерно в такой же ситуации оказываются местные МУПы.
Еще одна причина, почему часто муниципальные контракты торгуются на короткие промежутки — стремление обезопасить себя от «варягов». Мелкие заказы им не интересны, нужен большой куш, на большие деньги и с Дальнего Востока прилетят. А так, если один крупный лот раздроблен на мелкие, местные организации имеют возможность в аукционах поучаствовать, хоть небольшими заказами, но они обеспечены.
Иногда возникает вопрос, почему так поздно объявляются некоторые торги. Например, по ремонтам дорог. Если по какой-то причине подрядчик к работам не приступит, переторговывать бывает уже поздно: сезон ушел. По словам экс-главы Бологовского района А.Г.Козлова, это объясняется длительностью процедуры согласований. Масштабные проекты, как правило, идут на условиях софинансирования (федеральный-региональный-местный бюджет или региональный-местный). Пока Минфин области не подтвердит выделение средств, район не имеет права объявлять конкурс. Тверь ждет Москву, Москва дает деньги в лучшем случае в конце апреля — мае, к июлю приходит подтверждение из области, и только тогда можно объявлять конкурсные процедуры. И если потом с подрядчиком возникают проблемы, есть риск в сроки не уложиться.
И вновь вернемся к контрактам 2019 года, которые не были реализованы. Страдает ли районный бюджет от неисполнения обязательств по контрактам? Своим мнением поделилась председатель Собрания депутатов Бологовского район Н.В. Медведева.
— Из-за невыполненных контрактов бюджет района ничего не потерял, — говорит Наталья Васильевна. — Деньги (виртуальные, запланированные на эти работы) остались. Областные средства, выделенные по этим контрактам, — в области, деньги муниципалитета — у района. Другой вопрос, заложит ли их область вновь на текущий год для нужд нашего района, если мы не смогли их освоить в минувшем. Если вопрос решится положительно, то средства из местного бюджета будут перераспределены на требуемые работы. Приходится от жителей слышать: мол, распилили, по карманам рассовали эти деньги. Глупости. Они остались, но могли быть потрачены на что-то необходимое городу, а в итоге работы не проведены, средства не освоены, это мертвые деньги. Тем обидней, что в Бологовскоми районе мы бьемся за каждую копейку, нашли деньги на софинансирование — и в итоге работы не состоялись.
В 2019 году выполнению контрактов было посвящено много заседаний, эти вопросы обсуждали на совещаниях у главы Бологовского района, на различных комиссиях. Получается, какой контракт ни возьми — везде проект сделан с ошибками. По ремонту улицы Октябрьской никто не перепроверил со стороны заказчика данные, передали проект подрядчику, а потом вскрылись нестыковки с неучтенными колодцами. Почему никто не контролирует выполнение проекта на стадии его подготовки? Полагаю, у нас нет специалистов соответствующего уровня в администрации района, которые глубоко разбираются в ремонтно-строительных работах. И потом, если видели, что начались проблемы с подрядчиком по ремонту дороги на ул. Октябрьской, почему так долго тянули, не принимали мер? Считаю, недоработка большая в этом вопросе со стороны заказчика.
Всего по итогам проведения электронных аукционов администрацией района в 2019 году заключено 47 контрактов с подрядными организациями, 27 из которых — с организациями, зарегистрированными на территории нашего района.
Рынок госзакупок развивается с каждым годом, но проблем в связи с работой по 44-ФЗ меньше не становится. И головной болью для малых городов остается некачественное исполнение работ или срыв контрактов пришлыми подрядчиками. А местным предприятиям-подрядчикам сложно конкурировать с чужаками за крупный заказ. Невозможность зарабатывать деньги на развитие приводит к схлопыванию местной инфраструктуры. Необходимо наделить местные власти большими полномочиями, разрешить им заключать приоритетные договоры на проведение работ с местными фирмами, имеющими опыт работы в данной сфере. Муниципалитеты должны лоббировать интересы местных поставщиков в первую очередь. Обе стороны были бы в выигрыше. Но для этого нужно вносить очередные поправки в 44-ФЗ.
С учётом вышеизложенного хотелось бы обратиться к депутатам Законодательного Собрания Тверской области, чтобы они внесли инициативу в Госдуму, касающуюся изменений в 44-й Закон. Изменения должны быть направлены на то, чтобы ИСКЛЮЧИТЬ:
- Проведение конкурса под конкретную компанию
- Сговор «повторяющихся» участников закупок.
- Нереальные сроки исполнения контракта.
- Незаконное отклонение заявок на торги по заявкам.
- Намеренное занижение цены контракта, по которой невозможно его реальное исполнение.
- Нечестную конкурентную борьбу.
- «Откаты» и «связи».
Муниципалы работают по 233-ФЗ. Кто придумывает про 44-ФЗ?. Один обман и нытье.
По Закону №44-ФЗ проводятся закупки за счет бюджетных средств, а по Закону №223-ФЗ – за счет внебюджетных денежных средств (например, доходы заказчика от законной платной деятельности, которые остаются в его собственности и которыми он может распоряжаться самостоятельно). Муниципалы все на бюджете.