Тверь потеряла надежного друга. Последний троллейбус уехал в депо навсегда

Люди привыкают ко всему. К плохим новостям, к несбывшимся надеждам, к постоянному страху, как бы ни было еще хуже. Нас после начала пандемии коронавируса вообще уже сложно чем-то удивить. Тем более если вы живете в Твери, где в свое время жил и работал автор «Истории одного города».  Но даже на этом фоне нас не оставляет чувство, что наш город в последнее время стремительно деградирует, и что самое главное -теряет свое лицо, становится дешевой копией каких-нибудь Химок в прежние годы, как покрашенный черной краской гранитный камень.

Ну а окончательное уничтожение электрического пассажирского транспорта в нашем городе словно поставило некую точку: все, приехали. На днях было прекращено движение последнего троллейбуса, перевозившего пассажиров по маршруту №2. Теперь, скорее всего, старые троллейбусы просто порежут на металл. При этом многие маршрутки продолжают осуществлять перевозки, как ни в чем не бывало. Даже в этом они пережили муниципальный общественный транспорт.

Трамвайное и троллейбусное движение умирало долго и мучительно. Неспешные трамвайные вагончики, на которых мы ездили в школу, начали исчезать с лица города уже несколько лет назад. Последняя малоубедительная попытка спасения тверского трамвая путем приобретения новеньких «Сити стар» окончилась провалом. Больше двух лет они простояли в депо из-за проблем с трамвайными путями.

Троллейбус продержался чуть дольше. Правда, муниципальные троллейбусы и автобусы буквально уничтожали те, кто должен был о них заботиться. Городские власти, как нам кажется, вполне сознательно не выделяли средств на приобретение новых трамваев, троллейбусов и автобусов несколько лет, пока наконец из-за катастрофического износа техники автобусы не начали гореть на конечных остановках, а у троллейбусов не начали отваливаться на ходу колеса.

После этого «спасать» общественный транспорт взялись областные власти. В результате мы получили простой вариант автобусного сообщения с ликвидацией электротранспорта и совершенно неясными перспективами.

Важным заезжим менеджерам не понять, что значил троллейбус и трамвай для Твери. И как осиротел город, когда его не стало. Это как если бы отнять у Москвы метро. Словно умер старый друг, а с ним омертвела и часть твоей собственной души. Город словно потерял что-то очень важное — в очередной раз. Чтобы продолжить свое превращение в скопление огромных бетонных коробок на окраинах. В царство стандартных человейников, собранных во имя утилитарности.

Фото: Дата: 1970 г., КТМ-2, маршрут 9, Комсомольский проспект

Фото: из коллекции Ханса Орлеманса

Заезжим чиновникам совсем непонятно, что Речной вокзал, трамвай и тролейбус значили для тверитян. Что это часть дома, с которым ты знаком с детства. Многие ведь помнят, как с большой гордостью передавали мелочь и отрывали билеты, когда ехали в детский сад…

Эти московские «управленцы», приехавшие «порулить», чтобы потом «пойти на повышение» и по случаю и заработать здесь денег, так же уедут, не запомнив как следует даже названий тверских улиц. Ну, конечно кроме тех, что переименованы за их короткий период пребывания в Твери в угоду их прихоти.  Им наплевать на историю тверского троллейбуса и трамвая. Им вообще наплевать на то, что будет дальше с городом. Они не будут здесь жить и дети их тоже не будут.

Фото: Открытие троллейбусного движения в Калинине.
Путеводитель «Калинин», изд. «Московский рабочий», 1968 г.
Фото: И. Егоров, Г. Шеманский.

А нам остается только вспоминать тверской электрический транспорт с ностальгией. Ностальгия — это тоска по прошлому, которого уже не вернуть. Вот поэтому мы жадно вглядываемся в фотографии родного города тридцать, сорок, пятьдесят лет назад. Еще заполненный зеленью, не завешанный аляповатой рекламой, с уютными трамвайчиками. Того города уже давно нет. И с каждым днем даже оставшихся его частичек становится все меньше.

Троллейбус тоже попрощался с нами. Когда смотришь на это прощальное обращение (фото ниже) тверского троллейбуса к горожанам, то возникает ощущение, что вопреки мнению большинства горожан, кто-то совсем чужой усыпил, да, больного, но еще живого, дорогого для тебя друга.

Фото.

Прощай, тверской троллейбус, прощай друг. Мы будем тебя помнить, будем помнить и тех людей, которые тебя ликвидировали!


Похожие записи

Оставить комментарий