Весна еще толком не началась и до прилета черных аистов почти месяц, а наши Принц с Принцессой уже решили строить семейную жизнь. И не где-нибудь, а на своей зимней квартире, в теплице. Вот уж где комфортно! Зайдешь туда и выходить не хочется: там тепло и сухо. За окном промозглая погода, а у аистов почти лето. А если еще и солнце светит, то при открытых форточках в теплице почти Африка.
Какие замечательные теплицы под поликарбонатом придумал человек! И как они удачно подходят под зимнее помещение птицам! Если зима не очень суровая, а теплица не загорожена деревьями, то при малейшем солнце температура в ней повышается до плюсовых значений, а в самые сильные морозы достаточно небольшого обогрева. И это гораздо выгоднее строительства деревянных сооружений, в которых без обогрева всегда будет холодно.
К тому же и летом теплицы не простаивают, а используются по своему прямому назначению.
Одно плохо. Почувствовав настоящее тепло, птицы так и норовят начать размножаться раньше срока, когда в их летних вольерах еще лежит снег. Вот и наши черные аисты уже приступили к постройке гнезда из подручных материалов, собрав в теплице все, что можно, украсили перьями и начали любезничать. Так и до кладки недалеко.
Допустить это было никак нельзя, поэтому пришлось в срочном порядке лезть на дерево и отпиливать ветки у не в меру разросшейся липы, чтобы в вольер аистам попадало сверху как можно больше солнца и чтобы он быстрее прогревался.
Гнездо аисты за 3 года совместного проживания в вольере построили знатное. Не такое, правда, гигантское, как у этих птиц бывает на воле, которое достигает порой 1,5 метров в диаметре и весит более 200 килограмм. Все-таки это фамильное поместье, передающееся птицами по наследству, от поколения поколению.
Как и их белые собратья, каждый год аисты гнездо подстраивают и обновляют. На воле, как правило, это начинает делать самец, прилетающий первым. У нас же подновляют гнездо обе птицы. Один из партнеров подносит стройматериал, второй, стоя на гнезде, его укладывает. Кстати, подстройка продолжается и тогда, когда птицы уже сидят на кладке. Так что перед тем, как выпускать в вольер птиц, мы приносим огромное количество веток, коры, подкладываем сено, чтобы все было как на воле. Строительство стимулирует начало размножения.
В общем, несмотря на то, что ночные и дневные температуры еще оставляют желать лучшего и вольные собратья наших аистов еще только готовятся к перелету, наши уже «прилетели» на свое родовое гнездо. Вот так, одним махом из горячей «Африки» в среднюю полосу России. Прихорошившись после «дороги», они тут же взлетели на гнездо, наметили порядок проведения ремонтных работ, рассмотрели стройматериалы и сразу же приступили к благоустройству жилья.
Что ж, а мы с нетерпением ждем появления наследников. Это уже третий год их совместного проживания. И хотя две предыдущие кладки были не совсем удачными, мы не теряем надежды. К тому же черные аисты долгожители: на воле они доживают до 20-лентнего возраста, а в неволе и вовсе живут больше 30 лет.
Видимо, главное при размножении, чтобы в наличие всегда было много подходящего корма: мелкая рыба, черви, всевозможная водная мелочь. Именно этим аисты выкармливают птенцов на воле, пролетая в поисках подходящей еды порой до 15 километров в день. И, наверно, это же и самое сложное для их успешного размножения в неволе. А если корма мало или птенцы слабые, родители без всякой жалости уничтожают их. Причем это негуманное поведение характерно для черных истов и в другие периоды их жизни: перед трудным перелетом птицы убивают слабых особей, которые вряд ли выдержат путь, а будут лишь тормозить передвижные стаи. Здоровая птица совершает три взмаха крыла в минуту и способна преодолеть до 200 километров в день. Как видим, и тут природа проявляет мудрость.
Вот если бы еще и люди придерживались этих правил. Хотя черный аист и является одной из редких птиц в мире и занесен в Красную Книгу многих государств, это не мешает человеку активно уменьшать численность этого вида. Загрязняются реки, вырубаются старые лесные массивы, птицы лишаются мест гнездования. Да и на пролетах поджидают их беды от рук человека. В некоторых странах Азии нет запрета на отстрел аистов. А там, где есть, не перевелись браконьеры. Достаточно сказать, что и Принц, и Принцесса — птицы стреляные.
И, видимо, без помощи того же человека многим популяциям черных аистов уже и не выжить. В некоторых странах люди уже выращивают и выпускают в природу этих прекрасных птиц. К примеру, в 2005 году черных аистов выпустили в парке Италии.
А мы надеемся, что не за горами то время, когда и с нашего гнезда ежегодно будут отправляться на волю птенцы чернышей, заменяя собой своих нелетных, покалеченных человеком родителей.
Яна Мурашова
Источник — «Всё о домашних животных»
Фото — сообщество ВК «Реабилитационный центр диких животных «Ромашка»»