В Осташкове выступают за воссоздание на Селигере рыбной отрасли. А как обстоят дела с промышленным рыболовством у новгородцев?

Недавно наш автор из Осташкова – профессиональный рыбак Игорь Горев (на фото) рассказал о деградации рыбоводческого хозяйства на просторах Селигера, причинах этого явления и его тяжёлых последствиях для Осташковского городского округа.

Сегодня в планах Игоря Горева — создать на Селигере рыбоводный комплекс. Игорь с единомышленниками начали проект со строительства инкубационного цеха.

В продолжение начатой темы, И. Горев рассказал о том, как развивается рыбный промысел на территории соседней Новгородской области и почему промышленное рыболовство необходимо возродить в нашем регионе.  

Несколько десятилетий назад Селигерский край еще называли Жемчужиной Валдая или Русской Венецией, а столетиями ранее слава селигерских рыбаков была известна далеко за пределами региона и даже за границей Империи. Сам Царь Петр отправлял в помощь Шведскому Королю искусных осташковских рыбаков, что бы те в свою очередь поделились опытом рыбной ловли, которые, кстати вернулись на Родину, после выполнения царского указа. Озеро Селигер еще с тех времен служило открытой научной лабораторией для первых в истории рыбоводов их теперь называют ихтиологами. Первый русский рыбоводный завод был построен именно здесь, он и сейчас стоит на озере Велье, входящий в озера Селигерской группы (Новгородская область). Долгие годы на Селигере работала научно-исследовательская станция, в последствии ставшая отделением ГосНИОРХ , главной задачей которых было добиться от рыбаков таких качественных уловов на озере, что бы и показатели были высокими и при этом не подорвать ресурсы, а только их увеличивать, как по вылову, так и по товарному качеству.

Волею судьбы озеро Селигер сегодня разделено между двух регионов: Новгородской областью и Тверской. Новгородской области принадлежит 1/10 часть Селигера, а основная 9/10 Тверской области и вроде озеро одно и тоже, природные условия одинаковы, погода и Законы , да и люди в большей части родственники или знакомые , все вроде похоже, только в одной стороне рыболовство сохранилось, строятся новые рыбзаводы, живут и благоустраиваются исконные рыбацкие поселения, организовываются рыбопитомники, рыбная отрасль бьет новые рекорды , а другая сторона, где 9/10 площадей озера находится в разрухе, деградации, а по последним данным на грани экологической катастрофы.

Сегодня мы смело можем утверждать, что причина всему происходящему на Тверской части озера Селигер, это халатное, бездарное, в отдельных случаях преступное отношение местных управленцев к собственному народу и природным ресурсам. С учетом того, что 1/10 часть Селигера сохранила за собой право на ведения промысла, организованы 3 рыбные фермы на площади 700 га, ведется активная работа по сохранению и воспроизводству ВБР, растет и благосостояние население вместе с благоустройстом населенных пунктов. Только за один прошлый год, оборот рыбаков по сырью из Новгородской части Селигера составил более 200 000 000 рублей и что бы кто не говорил, но в этой 1/10 части озера вы гарантировано поймаете рыбки на удочку, отдохнете на ухоженных берегах, искупаетесь в чистой воде, вы точно не увидите огромных свалок и помоек, загаженных берегов и отравленной воды фенолом, как в большей части Селигера, расположенного в Осташковском округе, где нет порядка, нет постоянного контроля и нет рыбы . По прошествии 14 лет, с того времени, как Тверская область отказалась от промысла (2006г) и на примере селигерских рыбаков из Новгородской области, сравнивая их показатели, можем подсчитать , что только прямых убытков за 14 лет бесхозяйственности данное решение принесло 2 800 000 000 рублей и это без учета того, что площадь Тверского Селигера в 9 раз больше. И это только прямые убытки, а если учесть рабочие места, занятость население, рождаемость, налоговые и другие поступления, массовое браконьерство на Тверской части Селигера, то становится понятно, почему сегодня город Осташков можно смело сравнивать с освобожденным Сталинградом.

Разбираясь в причинах происходящего, мы пришли к выводу, что главная причина происходящего, это банальная коррупция и жадность местных чиновников, для которых хозяйствующие субъекты на федеральных водных объектов являются помехой для распределения денежных потоков, в противном случае ведь придется осваивать Государственные средства в присутствии и согласовании с данными хозяйственниками. Именно по этому мы с вами видим уже 14 лет , как Селигер зарыбляется теми видами рыб, которые никогда здесь не жили и жить не будут. Каждый год чиновники осваивают десятки миллионов на зарыбление озера толстолобиком, амуром, сазаном, карпом, но даже школьники знают, что в нашей рыбоводной зоне эти виды рыб не отнерестятся. В 2018 году в Селигер выпустили мальков осетровых рыб, но старожилы помнят, что в Советские времена, на протяжении нескольких лет подряд запускались сотни тысяч мальков осетровых и как видно из отчетов того же ГосНИОРХа, что весь малек съели хищники или он погиб. В данных случаях мы видим со стороны чиновников не просто преступную халатность, а полное пренебрежение к собственному народу, природным ресурсам и Законам РФ.

Искренне радует, что хотя бы 1/10 часть Селигера находится не в Тверской области, где на Новгородской земле сохранились традиции, устои и преемственность поколений, где стоит еще Первый Русский Рыбоводный завод и строятся новые, где рыболовный промысел стал локомотивом развития всей рыбной отрасли вместе с развитием туризма и территорий в целом. И как же горько и обидно смотреть на большую часть некогда красивейшего озера, где разрушили и уничтожили все то, чем гордились ранее.

В очередной раз отмечу, что именно рыбалка и вода — это локомотив развития туризма на Селигере, а если навести элементарный порядок, восстановить рыбопродуктивность водоема, сделать гарантированную рыбалку, то люди поедут отдыхать не на Ахтубу, а на Селигер. Для этого не нужно по сути ничего строить и придумывать, нужно вновь организовать Тверскую рыбную отрасль и обеспечить контроль. Закон сегодня настолько жесткий в отношении промысловиков, что будет как раз достаточно одного инспектора, что бы контролировать предприятие. Промысловики же в свою очередь не потерпят браконьерства, вот вам и элементарный порядок на озере. Кроме всего, рыбаки несут всю ответственность за происходящее на их рыболовном участке и обязаны следить как за состоянием прибрежной части, так и за акваторией.

Игорь Горев, г. Осташков


Похожие записи

2 Комментария для “В Осташкове выступают за воссоздание на Селигере рыбной отрасли. А как обстоят дела с промышленным рыболовством у новгородцев?

  1. Сергей

    Причём здесь фотографии с низовья Волги. Оставьте Селигер в покое, он только начал восстанавливаться после деятельности «профессиональных» рыбаков. Скоро нерест и им опять хочется получить разрешение на установку сетей, заколов, под видом исследовательского вылова- оценить рыбные запасы, то есть на халяву поживиться природными ресурсами. Берите малые озёра в аренду, зарыбляйте, зарабатывайте. Не хотят- работать надо, вкладываться.

    1. игорь

      Сергей, профессиональных рыбаков с Селигера убрали в 2006 году, за это время уничтожили и разорили все что могли. О каком восстановлении вы говорите? Браконьерство имеет массовый характер, нет контроля как за состоянием ВБР, так и за качеством воды. Что касается малых озер, то вы просто не знакомы с рыбоводством или вообще не знаете, что это за наука, ваши советы основаны на не знании и невежестве в этом вопросе.

Оставить комментарий