Кто поможет старикам? Справляется ли соцзащита в Тверской области со своими обязанностями?

Помните сакраментальную фразу о том, что «старикам — везде у нас почет»? Так вот, это явно не про современную Россию и не про нынешнюю Тверскую область. Для понимания: в прошлом году тверское отделение Пенсионного фонда посчитало количество пенсионеров, проживающих в регионе, и их среднюю пенсию. Так вот, в 2018 году ОПФР насчитало в Тверской области более 436 тыс. пенсионеров, подавляющее большинство которых – люди пожилого возраста. Средний размер страховой пенсии по старости в Тверской области — 13 648 рублей, средний размер социальной пенсии в регионе — 8 233 рубля. Как говорится, наслаждайся жизнью и ни в чем себе не отказывай.

Собственно говоря, именно поэтому многие одинокие пенсионеры нуждаются в помощи службы социальной защиты, точнее — комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН), которые действуют и на территории Тверской области. В информации, предоставленной Министерством социальной защиты населения Тверской области в комитет по социальной политике Законодательного Собрания, в качестве «сверх актуальной задачи для отрасли» указана «работа по обеспечению активного долголетия пожилых людей». Видимо, специалисты министерства не в курсе, что наш регион находится на 66 месте по продолжительности жизни, а мужчины здесь живут в среднем 63 года, то есть даже не доживают до пенсии по новому пенсионному законодательству.

За 2018 год услуги соцзащиты на дому получили 9 939 пожилых людей и инвалидов, то есть приблизительно около 2,5% от их численности по данным Пенсионного фонда. Достаточно ли этого? Очевидно, нет. Мало того, далеко не все граждане работоспособного возраста знают, что услуги КЦСОН делятся на платные и бесплатные. Например, на сайте ведомства можно ознакомиться с тарифами на дополнительные платные услуги не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся на надомном обслуживании на 2019 год.

Что входит в платные услуги? Например, приготовление пищи, генеральная уборка квартиры, пришивание пуговиц или стирка белья. Все это стоит, конечно, не очень дорого, но на социальную пенсию в 8233 рубля точно не разгуляешься. Слава Богу, что покупка и доставка продуктов питания из магазина пока еще осуществляются социальными работниками бесплатно.

В вышеупомянутом документе, предоставленном министерством соцзащиты, содержится немало занятной информации о работе КЦСОН с пенсионерами. Значительная ее часть посвящена таким, безусловно, интересным формам работы как повышение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста на территории Тверской области или участию во всероссийских и международных конкурсах. Все это, конечно, интересно и полезно для пенсионеров, но охвачены этими направлениями деятельности лишь единицы.

Да и почему-то сразу вспоминается прошлогодний скандал в Ржеве, когда победительнице Открытого фестиваля творчества людей пожилого возраста «Я люблю тебя, жизнь!» 62-летней ржевитянке Людмиле Калинкиной в качестве приза достались… мужские носки 42-го размера, коробку просроченного зефира, три конфетки и открытку «С Новым годом» (а дело было 27 января). После этого Комплексный центр социального обслуживания населения города Ржева и Ржевского района разместил на своем сайте извинения, но праздник для пенсионерки уже был испорчен.

На самом деле, подобных случаев можно вспомнить немало. Например, недавно мы писали о том, как в Лихославльском районе на 9 мая «паленую» водку раздали ветеранам в качестве «подарка» ко Дню Победы. А 5 лет назад скандал разразился уже в Твери, когда Тверская городская Дума в качестве подарков ветеранам хотела закупить «многофункциональные лопатки», но вовремя передумала. Правда, оба эти случая не имеют отношения к соцзащите.

У нас нет претензий к рядовым социальным работникам, которые порой действительно заменяют одиноким пенсионерам семью и выполняют важную функцию помощи старикам и инвалидам. Но, по нашему субъективному мнению, в целом соцзащита не справляется со своей задачей, чиновники выхолостили ее содержание, превратив в инструмент лакирования неприглядной социальной действительности. Да, наверное, это лучше, чем ничего, но для области со стремительно стареющим и вымирающим населением этого явно недостаточно.


Похожие записи

Оставить комментарий